Обо мне

 

 

 

РЫЧКОВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ врач.  Окончил Свердловский Государственный медицинский институт, в дальнейшем вся жизнь была связана с практическим здравоохранением. Первые публикации афоризмов под рубрикой «Из обретённого опыта» появились  в «Медицинской газете».  Афоризмы и статьи печатались в других  газетах, а также журнале «Наше Наследие». Первая книга афоризмов вышла в 2000 году. Афоризмы переиздавались пять раз. В пятой книге более тысячи философски осмысленных грустно-иронических  афоризмов о бесконечном разнообразии и  противоречивости духовного мира человека. Классификация афоризмов, подборка эпиграфов из новозаветных текстов и предисловие  к первому изданию были выполнены, Профессором Академии Теоретических Проблем  Ковальковым В.П. Предисловие к книге «ВЗГЛЯД НА МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ АФОРИЗМОВ» написала педагог-психолог Шунтова Л.С. На страницах сайта печатается часть афоризмов из всех десяти глав.

 

 

Президент Православной Русской Академии,

профессор Академии

теоретических проблем  В.П. Ковальков

Русская философия сочетает в себе две ветви национального духовного порыва: одна – это Православие, другая связана с более древним (ведо-языческим0 обожествлением природы. Иисус Христос говорил прямо и открыто только с учениками, с народом же – притчами.  Так и настоящая книга состоит из двух частей: одна из них – это афоризмы, девизы и притчи, другая – вдохновенные стихи о красоте Природы и памяти нашей истории. Русская душа, как и душа близких ему народов, всегда отличалась особенной утончённостью, вследствие многовековой жизни в прямом общении с лесами, полями, лугами, что, безусловно, вошло в кровь и плоть Русских людей. Только этой глубинной памятью можно объяснить возникновение особой волны русской интеллигенции, устремившейся десятилетия назад, на рубеже смены двух политических систем государственного устроения, жить в условиях уединения в природной обстановке.  Именно они, столкнувшись лицом к лицу с девственной природой и включившись в восстановление брошенных домов и усадеб, неожиданно для себя стали обнаруживать утончённое понимание жизни, тягу к светлому духовному, осмыслению сущности жизни и её ценности, истории народа и, наконец, к возрождению уклада жизни наших дедов и прадедов. Таковы супруги Рычковы – Валентин Петрович и Лариса Степановна.  Он – врач, она – педагог. На Ярославской земле они взялись восстанавливать заброшенный полуразрушенный усадебный дом.  Им это удалось.  Удалось воссоздать и патриархальный образ жизни старой русской дворянской семьи.

В этой небольшой книге, которую Рычковы посвящают своим детям и внукам, собраны их мысли и отражены их чувства.   Книга начинается с афоризмов и девизов, как готовых правил - максимов.  Обычно они произносятся в складной или рифмованной форме, а потому легко запоминаются и, следовательно, способны влиять на поведение человека в обществе, особенно когда не бывает достаточно времени на обдумывание и принятие решения.  Важно, чтобы они, западая в память, несли воспитательную функцию, устремляли к совершенствованию, к раскрытию  национального самосознания. На стадии редактирования книги возникла мысль сгруппировать максимы определённым образом в главы и параграфы, чтобы и названия также были максимами, поскольку во всём материале усматривалась определённая структура.  И она сама собой выявилась, когда все максимы неожиданно легли в 10 глав с внутренними непротиворечивыми параграфами, охватившими как бы всё из человеческого бытия.  Получился своеобразный «декалог» жизни в реальности, как интегральный эффект.   Поэтому мы взяли на себя смелость, с позволения автора, снабдить каждую главу эпиграфом с новозаветным текстом. Православная Русская академия, в первую очередь, - национальная.  Мы в данных материалах увидели определённую страницу истории возрождения духовно – нравственного потенциала нашего народа.

 

Вячеслав Стекольщиков, народный художник России

Странники страны без берегов

 Что отличает человека с философским взглядом на жизнь от обывателя? Мне дума¬ется, прежде всего то, что он обладает своей системой ценностей. В шкале этих ценностей материальные блага носят лишь второстепенное, вспомогательное значение, а истинными ценностями являются те, что доступны каждому потому, что дарованы нам Богом в многообразии форм самой жизни. Казалось бы, это понятно многим, но по¬чему-то подавляющее большинство людей посвящают всю свою жизнь достижениям материальных благ. Эта целенаправлен¬ность большинства находит поддержку в ус¬тоях самой цивилизации, однако, культура живет по иным канонам, но эти каноны со¬блюдаются меньшинством. С тех пор, как появились города, возник¬ло устойчивое течение, влекущее к ним всех, кто стремился к цивилизации, каза¬лось столичные города поглощали все луч¬шее, все самое талантливое, что родилось где-то в провинции, но как ни велика эта Центростремительная сила, как ни обраста¬ли города университетами, театрами, музея¬ми и прочими признаками цивилизации, им никогда  не  принадлежали те памятники культуры, которые составляют недвижимое имущество провинции, а, главное, им никог¬да не принадлежала божественная красота природы, та нерукотворная красота, которая выше городской — рукотворной. Многие горожане это понимают, да не многие способны преодолеть гравитацию города. Но есть люди стремящиеся плыть против течения, их мало, их не понимает большинство — это и есть другие люди. Валентин Петрович Рычков относится к редкому числу отважившихся изменить сло¬жившуюся жизнь, а, может, и судьбу своей семьи. Врач оставляет работу в Свердловске (которому вернули прежнее наименование, Екатеринбург), квартиру, дачу и отправляет¬ся с семьей из шести человек в малоизвест¬ный по тем временам поселок Ярославской области — Борисоглеб. Возможно, сегодня, когда полки магази¬нов в провинции наполнены продуктами и всевозможными иноземными товарами — такое решение не покажется смелым, но тот, кто помнит «колбасные электрички» и что за всем необходимым приходилось ехать в го¬род, а лучше в Москву, — скорее всего по¬считал бы этот переезд странным, а то и бе¬зумным. Ладно бы большая семья решила обзавестись фермерским хозяйством, но в середине семидесятых об этом и не помыш¬ляли, да и семья, состоящая из жены, двух дочерей-школьниц, восьмидесятилетней те¬щи, ее сына-инвалида и самого Валентина Петровича — типичного городского интел¬лигента, вряд ли к этому стремилась.        Нас познакомил в Борисоглебе давний друг, московский художник Забелин Вячес¬лав Николаевич, которого мы по доброй привычке зовем Славой и, который каждое лето приезжал писать в Ростов Великий. Первый же день знакомства дал понять — передо мной человек со своей системой ценностей. Несомненно, Борисоглебский посад, вы¬росший вокруг древнего монастыря, был в этой системе ценностей местом не слу¬чайным.                    В библиотеке Рычкова, которую он при¬вез с собой из Свердловска, помимо миро¬вой художественной литературы, многочис¬ленных альбомов по изобразительному искусству, можно было найти много истори¬ческой литературы, повествующей о жизни Борисоглебского монастыря, основанного, с благословения Сергия Радонежского, нов¬городскими монахами Федором и Павлом. Валентин Петрович не только знал это, он увидел красоту Борисоглеба так, как мог ее видеть художник. Это было совершенно нео¬жиданно для меня, ведь большинство людей воспринимает окружающий мир как нечто обычное и не склонно замечать красоту в повседневных картинах жизни. Со временем я понял, что это не случайно. Рычкова всегда тянуло к художникам, он испытывал потреб¬ность в общении с близкими по его миро-восприятию людьми, а способность к созер¬цанию обнаруживала в нем натуру творче¬скую. Мне — художнику — было не только ин¬тересно общаться с Валентином Петрови¬чем, но и полезно. Его суждения о живописи были настолько тонкими, глубокими, а по¬рой и неожиданными, что казались мне значительно полезнее высказываний про¬фессиональных искусствоведов. Какое-то внутреннее чутье, любовь и пристрастие к изобразительному искусству, давали воз¬можность Рычкову проникнуть в глубину за¬мысла художника. Думаю, уход от городской урбанистиче¬ской среды, вполне удобной для кабинетно¬го философа-ученого, был вызван потребно¬стью обретения естественной живой среды, которая располагает к созерцанию и раз¬мышлению, ведь созерцание и размышле¬ние — это работа мудреца. Благодаря приобретенному следом за Рычковыми дому в Борисоглебе, наше об¬щение длится уже более двадцати лет. У ме¬ня такое ощущение, что время не изменило Валентина Петровича, разве что добавило серебра бороде. Когда я впервые увидел его в безупречно чистой рубашке, отглажен¬ных светлых брюках, с аккуратно подстри¬женной бородой и абсолютно чистыми рука¬ми — не скрою, был приятно удивлен, но отнес это скорее к его профессии врача. Однако в дальнейшем я убедился в том, что это обычное для него, повседневное со¬стояние и мне никогда не приходилось ви¬деть его неопрятным. Помню, какое на меня произвело впечатление, когда Валентин Петрович, по-соседски помогая мне пере¬страивать наш старый дом, умело орудовал топором и молотком в белых перчатках. Строительные навыки он приобрел еще в студенческую пору, в стройотрядах, а не¬пременное пользование перчатками шутли¬во объяснял тем, что у врача всегда должны быть чистыми руки, в прямом и переносном смысле. Но главное, пожалуй, заключается в том, что внешняя чистоплотность органич¬но сочетается у Рычкова с внутренней. Я не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто Рычков с семьей оказал¬ся на необитаемом острове, конечно и до него в Борисоглебе жили талантливые и ин¬теллигентные люди, интересующиеся исто¬рией и культурой земли, на которой роди¬лись. Здесь всегда существовал устойчивый слой интеллигенции: учителя, врачи, поэты, художники, писатели, музейные работники и краеведы. Мне представляется важным то, что Рычков нарушил сложившийся процесс исхода талантливых людей из провинции, преодолел привычное течение и, возможно, положил начало долгожданному процессу возвращения  «блудных сыновей». Может быть, такой не санкционированный и не пла¬нируемый государством процесс обратит внимание самодовольных городов на ту многострадальную землю, которую предки называли Святая Русь.  Во всяком случае Рычков сразу прижился в Борисоглебе. Более того — его дом при¬тягивал к себе и местных жителей и приез¬жавших из города людей. Это происходило не только по причине гостеприимства хозяев дома, но главным образом от того, что с Ва¬лентином Петровичем можно было беседо¬вать на любые темы. Но, пожалуй, более всего он любил поговорить об искусстве. Помнится, как в одной из наших давних бесед он сказал: «Человека отличает от живот¬ного способность осознания греха, а бого-подобие подтверждается способностью тво¬рить — искусством». Несомненно, высокое искусство поднимает человека до Божест¬венного уровня. Жизнь Рычковых в Борисоглебе была нелегкой, но вполне счастливой. Шло время, выросли дети и, совершая свой жизненный путь, потянулись в город. В этом нет пара¬докса, напротив, чтобы однажды сделать свой выбор, тем более плыть против тече¬ния — необходимо набраться сил и своего жизненного опыта. Чужой опыт, даже роди¬тельский, не приносит пользы. Не скрою, нас огорчило неожиданное решение Рычко¬вых перебраться в Душилово. К этому вре¬мени Валентин Петрович работал главвра¬чом в Вощажникове, на родине знаменитой крепостной актрисы — Параши Жемчуговой, и ощутил такую притягательную силу красо¬ты этих мест, против которой не устоял об¬житой и многолюдный Борисоглеб. С каким-то юношеским энтузиазмом взя¬лись они с женой Ларисой Степановной за превращение руин двухэтажного кирпичного дома дореволюционной постройки в жилой дом. Очередное, кажущееся безумным, ре¬шение оправдывалось величественной кра¬сотой окружающего пейзажа. Дом одиноко стоял на возвышенности вдали от деревень, в окружении вековых лип, дубов и берез, а вокруг дома — бесконечные дали ярос¬лавской земли, уходящие кулисами смешан-ных лесов, пьянящий аромат нескошенных лугов, наполненный несмолкаемой симфо¬нией в исполнении птиц, кузнечиков, пчел, стрекоз и всякой иной живности, да бес¬крайнее небо. Тот, кто способен ощущать себя частью этого Божественного мироздания — не ис¬пытывает одиночества вдали от людей. Ско¬рее такие люди чувствуют себя одинокими в городской толпе. Нет ничего удивительного в том, что со¬зерцание и размышление людей, оказав¬шихся в долгожданном уединении, находит выход в творчестве. Это и произошло с нашими друзьями. Всю свою любовь к природе, светлую грусть и способность радоваться простым вещам Лариса Степановна выразила в стихах и сделала это так искренне, тепло и проникно¬венно, как может выразить только женщина. Неожиданной формой выражения своих размышлений о жизни оказались для меня афоризмы Валентина Петровича. Я не сразу понял, что это, пожалуй, лучший способ из¬ложить свои философские обобщения. Подобно скульптору, работал он с тек¬стом. Отсекая все лишнее и оставляя лишь те слова, которые наиболее точно выражали мысль. Потребность в краткой форме выра¬жения подтверждает справедливость хоро¬шо известного афоризма — «Краткость — сестра таланта». Боюсь огорчить читателя, ожидающего от меня анализа творчества Рычкова. Афоризмы Рычкова — это то, чему я ме¬нее всего вправе давать оценку. Во-первых, потому, что я художник и могу судить о лите¬ратурном ремесле не более чем обыкновенный читатель. А во-вторых, — я пристрастен к автору и в каждом афоризме нахожу для себя что-то интересное, важное и неожидан¬ное, с чем я не всегда согласен, но что убеж¬дает меня в мудрости моего товарища. Думаю, читатель, прочитав афоризмы, сам оценит их достоинства. А если кому-то покажется, что я идеали¬зирую автора этой книги, то делаю я это вполне сознательно, потому что для меня камертоном мудрости, нравственности и та-ланта являются не герои, ушедшие в про¬шлое, а мои друзья. В них я нахожу все луч¬шее, что хотел бы видеть в себе.

МОСКВА – БОРИСОГЛЕБ  2001 г.

 Цитаты из газет и журналов и отзывы  

 

СПАСИБО АФОРИСТУ

16 декабря мой добрый знакомый и мастер афористики  Валентин Петрович Рычков поздравил меня с днём рождения и прислал несколько ещё не опубликованных своих афоризмов, которые я с его разрешения помещаю в своём журнале:

 

           Золотое правило власти:

      НАСТОЯЩЕЕ СЕБЕ – БУДУЩЕЕ НАРОДУ!

      Так было, есть и будет

      ***

      В политическом спектакле всем партиям расписаны места и роли: какая партия обязана правительство хвалить, какая может похулить, а народ, по воле сценаристов, исполняет роль статистов

      ***

Правда стремится найти путь к сердцу, а ложь – к разуму

      ***

Если от комаров не отмахиваться – загрызут, а если только отмахиваться - не дадут покоя

      ***

Клоп и в церкви клоп,

 Валентина Петровича многие сотни афоризмов, составившие несколько книг. Желающие могут познакомиться с ними на его сайте 

Михаил АНТОНОВ

 

Валентин, я познакомился с некоторыми Вашими афоризмами, скажу честно: они могли бы служить моралью для многих басен.Понравились отточенностью мысли и назидательностью. С благодарностью за визит на мою страничку. Леонид Дьяченко.

 *** 

О журнале Афоризмы от Михаила Антонова <mant3@rambler.ru>

Кому Rychkov Valentin <Rychkov@yandex.ru>

  11 сентября 2011 в 22:43

 

Спасибо, Валентин Петрович, за присланные новые кристаллы мудрости и за отзыв Юрия Дмитриевича Жаркова о моей книге. При случае можете ему передать, что, если Бог продлит мои дни и даст силы, с будущего года в журнале "Молодая Гвардия" начнётся печатание продолжения той книги. В ней события были прослежены до конца Второй мировой войны, а в новой пойдёт речь о послевоенных процессах - вплоть до сегодняшнего дня. И там будет вытащено на свет Божий много такого, что до последнего временитщательно скрывалось.

Здоровья Вам и успехов!

 

 

 Из статьи в газете «Золотое кольцо»

«Восемь минут на пациента»

...К стыду своему мы забыли, что врач является представителем одной из самых древних, свободных, творческих профессий. И для врача менее всего пригодна командно-административная система управления здравоохранением…

                                                       Валентин Рычков, врач.

Постскриптум редакции. В журнале «Памятники Отечества»,

№2 за 1990 год, в рубрике «Что ни город, то норов» опубликована большая краеведческая статья доктора из Вощажниково В.П. Рычкова «Борисоглеб». Приведём только одну фразу из его публикации: «Мы в ответе не только перед современниками – мы в ответе и перед потомками».

 

                                        Медицинская газета

Рубрика: Опыт подсказывает

Афоризмы  В. Рычкова, главного врача Вощажниковской больницы Борисоглебского района.

 

*Крепость паутины зависит не от прочности нитей, а от количества связей.

*Комплекс невинности угнетает женщину больше, чем содеянный грех.

*Когда есть нечего, о вкусах не спорят.

*Жизнь – это дорога с односторонним движением:

встречных на ней нет – есть лишь попутчики.

*Закат начинается задолго до захода солнца.

*Где много преданных, не видно верных.

*Мудрее путь к здоровью отыскать,

чем выстилать рецептами дорогу к смерти.

*Власть ценит не таланты, а талантливых исполнителей.

*Видеть мы начинает рано, да прозреваем поздно.

*Конфликт с законом опасен, конфликт с Богом безрассуден,

конфликт с собой смертелен.

*Только хвост может с уверенностью сказать: у меня всё впереди.

*Не спасут запоры, когда у власти воры.

 

газета «Золотое кольцо»

                                          Губернские вести

Юбилей. Борисоглебский район.

Сегодня исполнилось 60 лет главному врачу Вощажниковской больницы краеведу, автору глубоких философских афоризмов. Человеку щедрой души Валентину Петровичу Рычкову.

Поздравляем!

 

Владимир Иванович Колмыков

Заслуженный работник культуры Республики Мордовия,

Член Союза художников и Союза журналистов России:

Лауреат Гос. Премии Республики Мордовия

(из журнала «Народное творчество»)

…Один из авторов сборника, врач Валентин Рычков, приводит слова, которые я поставил бы эпиграфом к этой книге.  Он говорит о том,что крестьянин в дореволюционной России был на порядок выше в художественном воспитании, чем нынешний интеллигент!

Согласен с ним полностью.  Вот пример из жизни нашего провинциального городка: одна дама отказалась мыть общую лестницу в доме, как это делали другие соседи. 

Заявила: «Я – интеллигентка, работаю в городской администрации».

Добавлю, что крестьянин был ещё (для самого себя) не только интеллигентом, но и искусствоведом… 

 

Дмитрий Павлович Цуп

Художник-график Член союза художников СССР (и России)

( из письма)

 Уважаемый Валентин Петрович!

…  «За Ваши афоризмы спасибо! Начав их читать, оторваться не мог!

Тоже самое произошло и с моим другом Александром Ивановичем… Как отличный пример содержательности краткости и точности  афоризм:

«О коварстве хозяев бараны узнают слишком поздно»,

да и очень современен он, точно отражает отношение власти и всех нас, поверивших в неё…»

 

УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ выпуск 58

ИЗ КНИГИ АФОРИЗМОВ

Валентин Рычков

Заметки на полях заброшенной деревни

*Власть держится на мудрости, силе и деньгах. Мудрые правители окружают себя творцами, сильные – воинами, остальные – мытарями.

*Мудрость государей – выслушивая глупые советы, принимать верные решения.

*Голая правда ещё не истина.

*Рынок объединяет народы, но разъединяет людей.

*Суть ничтожества в силе множества.

*Заповеди вечны – принципы по моде.

*Блохи львов не боятся.

*Власть делят и куры, когда нет петуха.

*Беспредел масс опасней ярости тирана.

*Закат начинается задолго до захода солнца.

*Эволюция женщины от мадонны до модели.

*Кокетство женское проходит – капризы остаются.

*Если ночи стали длинными, значит пришла старость.

*В недосказанном слове – соль, в лишнем – яд.

 

Вячеслав Константинович Стекольщиков

Народный художник России

( из статьи в газете ИСКУССТВО народов мира)

 ... размышление – это работа для мудреца, а Валентин Петрович и является настоящим мудрецом – писателем редкого афористического жанра.

 

Любовь Новикова  у книжной полки

«Листья на ветру»

Валентина Рычкова

(Из аннотации к книге В.П. Рычкова, напечатанной в газете «Золотое кольцо»)

 Давно не доводилось держать в руках столь добротно и внешне и внутренне оформленную книгу, как «Листья на ветру» Валентина Рычкова.

... Среди друзей Валентина Петровича люди разных пристрастий – писатели, музыканты, учёные, художники…  Помимо отвлечённыхразмышлений обо всём, Валентин Петрович пишет афоризмы.

Удивить человека начитанного довольно сложно. Столько мудрецов жило на свете, но, на мой взгляд, Валентин Рычков не ставит себе целью поучать и удивлять. Просто его афоризмы – это нечто органичное с тем образом жизни, который он ведёт.  Они живые, ибо написаны нашим современником, с ними хочется не соглашаться, спорить, опровергать.

Их нельзя только отрицать, ибо чувствуется в них искренность переживания. Здесь и горькое: «И самый слабый из слабейших клюнет павшего», и саркастическое: «Были б слава и богатство – доброжелатели найдутся», и мудрое: «У гениальных нет поклонников, толпе достаточно талантов»,

«За место под солнцем звёзды не бьются» и насмешливое: «Думать – вредно для желудка», «Прояви себя, и враги появятся».  Помимо афоризмов включены в книгу и размышления, которые выдают в Валентине Рычкове человека вдумчивого, неравнодушного. Здесь и исторические реминисценции о Борисоглебском монастыре, свой взгляд на сегодняшний подход к воспитанию, довольно увлекательное исследование о мире духов.  Читая всё это, я не могла побороть в себе ощущения присутствия автора где-то рядом…

 

Презентация книги

Актовый зал музыкальной школы не вместил всех желающих попасть на презентацию новой книги врача и краеведа Валентина Петровича

Рычкова.  «Листья на ветру» - так называется эта книга, вышедшая на днях в издательстве «Рыбинское подворье». Первая книга афоризмов В.П. Рычкова была издана год назад в Москве. Тираж у неё был небольшой (600 экз.), потому и не была она широко доступна читателям, а интерес вызвала немалый…

(из газеты «Новое время»)

 

Юрий Сергеевич Казаков

Художник-живописец Член союза художников России

(Дарственная подпись на своём художественном альбоме)

 Валентину Петровичу Рычкову Что афоризмы? – мыслей круг, читая, понял – вы мне друг!

 

Михаил Фёдорович Антонов

Писатель-публицист Член союза писателей СССР (и России)

(электронное письмо)

 Валентину Петровичу Рычкову

Высоко ценю Ваш дар и Ваши творения, хотя сам такой  чувствительностью к музыке слова не обладаю.

Желаю Вам здоровья и новых успехов.